• www.ARTScroll.ru
   Пользователь
Логин:

Пароль:

Запомнить? 
   ГАЛЕРЕИ
» Стать другом сайта
» Группа "В Контакте"
   
   9275 художников
   1792 биографий
   7547 подборок картин
   276435 картин [101.96GB]
   1566 уроков
   457 другие статьи
   3906 пользователей
   445 комментариев
   358 тем на форуме
   841 сообщений на форуме

Понятия, термины, определения

 
 
]]>
Опубликовал: HolyKirka   Дата: 2009-03-05 15:23. В закладки| Рекомендовать:
]]>

А



Абстракционизм как направление в изобразительном искусстве возник в 1910-е годы в процессе расслоения кубизма, экспрессионизма, футуризма. Порывая с традиционными формами искусства, провозглашал свободную игру линий, красок, форм, цветовых пятен. Среди родоначальников абстрактного искусства — русские художники В. В. Кандинский, К. С. Малевич, нидерландцы П. Мондриан, Т. ван Дусбюрг. В 1930-е годы во Франции появились группы, объединяющие художников-абстракционистов, «Конкретное искусство», «Круг и квадрат», «Абстракция и творчество». В годы Второй мировой войны в США получила известность школа абстрактного экспрессионизма (Дж. Поллок, М. Тоби). Позднее в 1950-е годы в Европе оформился ташизм («бесформенное искусство»), ратующий за «чистый психический автоматизм» (П. Сулаж, Ж. Базен).

Акварель - Краска, для изготовления которой используется водорастворимые связующие, например гуимиарабик. Обычно акварель растворяется водой до прозрачного состояния и наносится на бумагу широкими пятнами, известными под названием размывками. Незакрашеная поверхность белой бумаги вызывает впечатление просвечивания, а затекающие друг на друга акварельные пятна создают градации тона (Джон Мэрин). Aкварель быстро вьсыхает и компактна, поэтому она традиционно используется как техника эскизов на пленэре.

Акварельная краска - Это краски с растительным клеем в качестве связующего вещества. Их отличает чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеющих веществ (к клею добавляют мед, сахар, глицерин). Акварель бывает - твердая (в плитках) - полумягкая (в керамических чашечках) - мягкая (в тюбиках).

Акварельная техника - Техника живописи акварельными красками. Обычно акварель исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Характерными свойствами акварельной живописи являются прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя. Акварельной краской можно создавать различные типы рисунков: - прозрачные, основанные на лессировках, без применения белил, и - кроющие, с применением белил (корпусная техника). Главное отличительное свойство акварели - прозрачность краски, сквозь которую просвечивает фактура бумаги. При этом художник использует выразительность размывок и затеков, что создает эффект трепетности, легкости и воздушности изображения. Известно несколько приемов акварельной техники: "акварелированный рисунок" - соединение легкого, прозрачного слоя с рисунком карандашом или пером "итальянская акварель" - работа по сухой бумаге, нанесение кистью контурного рисунка и разработка ею теней "английская акварель" - работа по сырой бумаге, для чего под бумагу подкладывают сукно или фланель, используют стиратор. Бумагу натягивают на подрамник и увлажняют снизу горячим паром. Этот способ дает акварели глубину и создает ощущение солнечного света и воздушной перспективы.

Акватина - Изобретена во Франции в середине 18 века для воспроизведения в гравюре тонового рисунка тушью. При этой технике подогретая доска равномерно покрывается смолистым порошком, отдельные зерна которого пристают к теплому металлу и друг к другу. При травлении кислота проникает лишь в поры между порошинками, оставляя на доске след в виде массы отдельных точечных углублений. Те места, которые на оттиске должны быть темнее, травят дольше, светлые места после кратковременного травления прикрывают жидким лаком. Акватинта дает от 500 до 1000 оттисков.

Акриловая краска, акрил - Синтетический краситель, впервые примененный в 194O-е годы соединивший свойства масла и акварели Может быть использован для получения разных эффектов - от прозроч-ных размывок до пастозных мазков.

Антиискусство - Считается, что этот термин, обозначающий новые революционные формы искусства, впервые применил около 1914 года Mаpceль Дюшан. Примером антиискуства может служить сделанная им непристойная надпись и усы добавленные к репродукции картины Мона Лиза Леонардо до Винчи. Термин включает также большинство анархических экспериментов дадаистов. Впоследствии термин использовали концептуалисты 1960-х годов для обозначений творчества художников отказавшихся от традиционной практики искусства или по крайней мере, от создания произведении, предназначенных на продажу. Выставка Джона Балдессари, на которой экспонировался пепел сожженных полотен, воспринималась как типичное проявление антиискусства.

Арт брют, искусство аутсайдеров - Французский термин Аrt Brut, придуманный Жаном Дюбюффе, переводится как грубое искусство, но часто применяется в отношении искусства аутсайдеров. Он используется для обозначения искусства, созданного непрофессиональными авторами, но связанными с художественной средой - детьми, душевнобольными или преступниками (Алфред Уоллис, Адольф Вельфли). Иногда считается, что подобное искусство более подлинно и непосредственно выражает чувства, чем многие музейные произведения.

Ассамбляж - Включение в произаедение искусства трехмерных нехудожественных материалов и найденных объектов, берущее свое начало в технике коллажа. Ассамбляж уходит корнями в искусство начала XX века, когда Пабло Пикассо начал использовать в куфисткческих конструкциях реальные предметы -например, добавил в свою остроумную скульптуру Рюмка абсента настоящую ложку. Одним из наиболее ранних и известных примеров ассамбляжа было велосипедное колесо на табуретке Марселя Дюшана, которое он назвал термином реди-мейд. Позднее дадаисты и сюрреалисты строили свое искусство на удивительных сопоставлениях не связаных между собой предметов и образов. Техника ассамбляжа стала особенно популярна в конце 1950-х годов когда художники, например Арман и Джим Дайн, широко включали в живопись и скульптуру посторонние материалы, в том числе еду и разнообразные отходы. Распространение асамбляжа в XX веке свидетельсьвуют о росте бунтарских настроений по отношению к традиционным техникам искусства.

Аэрограф - Прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др. А. различных размеров и конструкций применяют для разрисовки тканей, при изготовлении театральных декораций и крупноформатных настенных плакатов, для ретуширования фотонегативов, фотоотпечатков и иллюстраций и т. д

Аэрография - Техника живописного письма аэрографом по трафарету. Аэрография используется: - в декорировании керамики; - в разрисовке тканей и театральных декораций; - в книжной графике; - в изготовлении крупноформатных плакатов. Трафарет для аэрографии: - изготовляется в виде пластинки из свинцовой фольги или картона с отверстиями, воспроизводящими рисунок; и - размещается на поверхности предмета.


Б




Багет - Гладкая или профилированная деревянная планка, предназначенная для изготовления рам к картинам, произведениям графики, фотографиям и др.

Батик - Техника ручной росписи хлопчатобумажных тканей, предусматривающая нанесение рисунка с помощью воска, с последующим опусканием ткани в краситель, который окрашивает не покрытые воском участки. Различают холодный и горячий батик.

Батик Метод горячего батика - Метод горячего батика отличается от холодного тем, что в качестве резервирующего состава используется расплавленный воск. Горячий воск с помощью кисти из щетины наносят на те места ткани, которые должны остаться белыми. Затем вся поверхность ткани заливается сильно разбавленными растворами красителя. После высушивания ткани воском закрываются те участки, которые должны остаться светло окрашенными, остальное пространство окрашивается в более темные тона. После высушивания воск удаляется проглаживанием работы с лица и изнанки закрытой несколькими слоями газеты. Листы газеты меняются по мере их пропитки воском. Работы в технике горячего батика не запариваются, т. к. красочный слой на такой работе защищен остатком воска от действий влаги.

Батик Метод холодного батика - Метод холодного батика - ткань закрепляется на подрамнике или в пяльцы. Карандашом на ткани наносится контур рисунка. Необходимое для работы количество резервирующего состава набирается в стеклянную трубку. Касаясь концом трубочки ткани, по карандашному следу наносят резерв. Ткань просушивается около 40 мин, а затем проверяется целостность и надежность контура. Обязательным условием является замкнутость контура, иначе краска будет растекаться по ткани. Красильные растворы, предлагаемые в наборе, имеют очень высокую концентрацию, поэтому их разбавляют раствором питьевой соды. Разбавленные красильные растворы наносят на ткань кистью или ватными тампонами. Сначала закрашиваются светлые элементы рисунка, затем темные его части. При закрашивании больших поверхностей (каймы платка, фона) следует равномерно протирать всю влажную поверхность куском ваты. После высушивания работу следует снять с подрамника и подвергнуть обработке паром (запаривание). Затем промывают работу сначал а холодной водой, затем горячей и стирают вручную с мылом.

Боди-арт - От (англ. body art - искусство тела) - авангардистское направление, возникшее в 1960-х гг. Представители Боди-арта использовали свое тело как материал и объект творчества, прибегая к разнообразным, часто болезненным манипуляциям: покрывали свои тела гипсом, раскрашивали их, надрезали, выполняли изнурительные дыхательные упражнения, жгли на себе волосы и т. п. Особая разновидность Боди-арта - самодемонстрация художника в различных положениях. Некоторые манифестации Боди-арта носили эротический или изуверский характер. Будучи проявлением акционизма, Боди-арт сближается с рядом явлений, возникших в русле контркультуры (татуировка и раскрашивание тел, нудизм, "сексуальная революция"). Представители Боди-арта: Вито Аккончи, Терри Фоке, Джина Пане, Крис Берден, Брюс Маклин, Брюс Науман, Кит Соньер.

Болюс - Это глинистая паста, которая в смеси с клеем фиксирует сусальное золото на украшаемом предмете. Болюс надо растопить на водяной бане в растворе воды и кроликового клея в следующих пропорциях: 300 г болюса, 1 л воды, 100 г кроликового клея. По достижении оптимальной консистенции, текучей, но не водянистой, болюс готов к использованию. Наносить состав следует теплым, кистью из волоса сибирской белки или куницы, соответствующей по размеру декорируемой вещи. Надо нанести три слоя болюса, перед каждым новым слоем ожидая высыхания предыдущего, прежде чем поверхность будет готова к наложению сусального золота. Очень важен выбор цвета болюса, который выпускается в трех цветах, так как от этого будет зависеть тон, приобретаемый сусальным золотом.

Бумага - Бумаге, ее качествам, составу и пр. отводится значительное место в описаниях акварели, а поэтому во избежание излишних повторений здесь можно ограничиться лишь несколькими замечаниями. Лучшей бумагой для рисунков итальянским карандашом и соусом нужно считать лишь тряпичную бумагу, так как всякая другая, в том числе и александрийская бумага, предназначенная специально для рисования, при долгом трении растушкой, резинкой и т. п. легко теряет свою поверхность и делается ворсистой, чем, разумеется, портит рисунок. Для рисунков углем выделываются специально разнообразные сорта бумаги с очень шероховатой и зернистой поверхностью. К таковым относятся: "papier Canson", "papier bulle", "Bristol" и др. Изготовляется также бумага, подклеенная холстом. Все сорта цветной бумаги, за исключением некоторых желтых тонов, быстро теряют на свету свою окраску, принимая, обыкновенно, желтоватые оттенки; в некоторых случаях, впрочем, первоначальный тон переходит в новый.

Бюст - От (фр. buste, и итал. busto - туловище, торс) - подгрудное, реже поясное или от плечное изображение человека в круглой скульптуре. Бюст появился в Древнем Египте и Древней Греции (первоначально как надгробный портрет, в Греции также как герма), значительное развитие получил в искусстве Древнего Рима, где в его композицию была включена подставка. В дальнейшем был распространен в искусстве Возрождения (Донателло, Франческе Лаурана) и в искусстве 17-20 вв. (Лоренцо Бернини, Жан Антуан Гудон, Ф. И. Шубин, Огюст Роден, Антуан Бурдель, В. И. Мухина, С. Д. Лебедева).

В



Ватман - (От англ. whatman) - плотная белая бумага, высший сорт бумаги с шероховатой поверхностью, хорошо проклеенной и прочной. Названа по имени владельца английской бумажной фабрики Дж. Ватмана.

Витраж - (От латинского vitrum - стекло) орнамент, сюжетная декоративная композиция или картина на стекле, из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет. В строительной практике также сплошное или частичное остекленение фасада. Цветные витражи заполняющие оконные проемы, создают богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную выразительность интерьера. Появился в Древнем Египте около 2000 г. до н. э., в Древнем Риме - с I века н. э. В X-XII вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре) и Германии (собор в Аугсбурге) появились сюжетные витражи из кусков цветного стекла, вырезанных по контуру изображений и скрепленных свинцовыми полосками. В эпоху Возрождения эскизы и картоны для витражей выполняют выдающиеся художники (Л. Гиберти, Паоло Уччело, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии), но все чаще витраж представлял собой живопись на стекле. Пробудившийся во второй половине XIX века интерес к готике вызвал попытки возродить искусство витража, однако они све лись лишь к декоративной стилизации. Современный витраж составляют из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой. Применяются гравирование, травление, пескоструйная обработка, монолитное, толстое колотое и органическое стекло и др.

Восковая техника - Техника живописи, в которой связующим краски веществом является воск. Восковая живопись выполняется расплавленными или растворенными в летучих маслах красками либо эмульсией. Благодаря малой химической активности и влагоустойчивости воска произведения, выполненные в технике восковой живописи, в течение многих веков сохраняют первоначальную свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя.

Г



Галерея - Государственное, общественное или частное предприятие, постоянно занимающееся экспонированием, хранением, изучением и пропагандой искусства. В зависимости от статуса и поставленных задач галерея может вести коммерческую деятельность.

Гипс - В природе - минерал или осадочная горная порода, состоящая в основном из водного сульфата кальция. Гипс применяется при производстве вяжущих веществ, штукатурного гипса, эстрихгипса, гипсового цемента, а также для получения серной кислоты.

Гравюра - Это отпечаток на бумаге рисунка, сделанного на металле, камне, дереве или другом материале. Существуют различные техники гравюры: резцовая гравюра, офорт, литография, шелкография (силкскрин) и трафаретная печать. В резцовой граоюре и офорте рисунок вырезается по металлической пластине или - в случае с офортом - вытравляется кислотой. В силкскрине и других техниках трафаретной печати на экран (сделанный по традиции из шелка) накладывается трафарет, затем на незакрытые трафаретом участки экрана накатывается краска, а затем с экрана делается отпечаток на бумагу (Энди Уорхол), В литографии рисунок наносится восковым карандашом на специально обработанный камень, в результате чего различные участии камня приобретают способность впитывать или отталкивать печатную краску.

Граттаж - (франц. grattage, от gratter - скрести, царапать), способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску. Процесс работы в Г. напоминает выскребание по асфальту в литографии. Произведения, выполненные в технике Г., отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Г. встречается в графике 20 в. В России Г. под названием граттографии впервые использован М. В. Добужинским в работах 1920-х гг. Эту интересную технику обычно изучают в начальных классах художественной школы.

Граттаж (имитация гравюры). Бумагу или картон покрывают воском или парафином, грунтуют каким-либо тоном (чаще темным) и процарапывают открывая белую бумагу (или наоборот). Вещь очень хрупкая и непрочная. На мой лично взгляд хороша для применения в детском саду в комплексе с выжиганием и чеканкой, хотя есть люди, которые это дело чувствуют и создают очень красивые и интересные вещи.

Графика - (От греческого grapho - пишу, черчу, рисую) вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюра, литография, монотипия и др.), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного значения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. В основе искусства графики лежит линия, контраст белого и черного или нюансное соотношение, используются штрих и пятно, фон листа. Стилистические средства разнообразны - от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов, до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности б быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура). Художники: Леонардо до Винчи, Микеланджело, Рембрандт, А. А. Иванов, Н. Пуссен, А Ватто, Э. Дега, О. Роден, Ф. Гойа, Ж. Калло, О. Домье, Ж. Грос, Кукрыниксы, У. Хогарт, Ф. Мазерель, В. А. Фаворский и многие другие.

Графит - Графит относится к продуктам натурального происхождения и по существу своему представляет одну из форм кристаллического углерода в смеси с различными иными веществами. Графитные карандаши в наше время очень популярны и имеют самое широкое применение. Их выделывают в большом количестве сортов, причем почти всегда в деревянной оправе, но выпускается в продажу графит и без всякой оправы. Карандаши различаются по номерам, которыми определяется степень их мягкости, причем первым номером обозначается более мягкий сорт. В лучших сортах графитных карандашей номера заменены буквами: H(hard - твердый) и B(black - черный). Наиболее мягкие и черные карандаши имеют обозначение: пять В, самые твердые - одно В. Самый черный (и самый дорогой) графит все же лишен интенсивности черноты; кроме того, ему присущ блеск. Рисунок, исполненный графитом (тем более твердым) блестит, вот почему графит пригоден исключительно для мелких рисунков - аль-омных по преимуществу, которые хорошо сохраняются без фиксирования, если для рисунка не был взят слишком мягкий графит. Графит готовится также в виде акварельной краски, причем обладает в этом виде очень приятным тоном.

Граффити - От (итал. graffiti, graffiare - царапать) - в первоначальном значении надписи или рисунки зачастую сатирического, карикатурного характера, обнаруженные на стенах античных памятников, на древних сосудах. Граффити называют также современные надписи и рисунки, оставленные на стенах домов, монолитных оградах, в метро детьми или взрослыми. Граффити либо процарапываются в штукатурке, либо выполняются мелом, углем, любым оказавшимся под рукой материалом. Граффити привлекали внимание многих современных художников, стремившихся освободиться от условностей, навязанных профессиональной выучкой и традицией. Многие произведения Джоана Миро и Пауля Клее близки по стилю этим образцам ненормативного, уличного творчества. Пикассо особенно ценил в Граффити предельный лаконизм, использование минимального количества графических элементов для обозначения лица, человеческой фигуры, характерного движения. Французский художник Жан Дюбюф-фе использовал приемы Граффити в своем "грубом искусстве" (см. Ар брют). В 1960-х гг. В США, а в дальнейшем и в странах Зап. Европы возникло движение художников-любителей под тем же названием. Участники движения стремились украсить унылую среду городских окраин. Они покрывали крупномасштабной живописью поверхности глухих стен, брандмауэров, бетонных ограждений. В их искусстве звучали мотивы социального протеста, критики общественной несправедливости. Для американских композиций Граффити характерны экспрессия, яркая красочность, широкое использование популярной символики.

Грунт - От (пол. grunt, от нем. Grund - дно, основа) 1) в технологии живописи тонкий слой специального состава, наносимый поверх холста или дерева как основы с целью придать поверхности нужные художнику технологические качества. Состоит обычно из нижнего тонкого клеевого слоя и верхних грунтовых слоев. Грунт впитывает часть связующего вещества, сохраняя его в живописном слое столько, сколько необходимо для того, чтобы избежать пожухания красок. Грунт способствует прочному сцеплению (адгезии) живописи с основой. Грунт по составу бывает клеевым (тянущим), масляным, эмульсионным и синтетическим; по цвету - белым, тонированным и цветным; 2) в технике углубленной гравюры - слой кислотоупорного состава, которым покрывают металлическую доску перед началом работы, а частично и в процессе травления.

Гуашевая техника - Техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости плотными матовыми красками из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим (гуашевыми красками; гуашью). Гуашь применяется в плакатной графике, для декораций и оформительских работ.

Гуашь - Водяная краска, создающая матовую непрозрачную поверх ность. В качестве связующего для красочного пигмента используется особый клей; светлые тона достигаются добавлением белил. Этим гуашь отличается от акварели (также водяной краски), где высветление тона достигается добавлением воды. Благодаря пастозной фактуре гуашь может производить эффект, подобный масляной живописи, однако при высыхании тона гуаши становятся светлее, чем в момент наложения (Лев Бакст).

Гуммиарабик - Сок, вытекающий из-под коры аравийской и африканской акаций. Бесцветные или слегка желтоокрашенные прозрачные комки. Состоит из калиевых и кальциевых солей арабиновой кислоты. Растворяется в воде. В иконописи используется как связующее твореного золота и серебра для золотопробельного письма - особой манеры исполнения пробелов.

Д



Деколь - Способ переноса изображения на стеклянную, фарфоровую и керамическую посуду (кружки, тарелки, стаканы, пепельницы) методом высокотемпературного обжига; высокостойкое изображение на стекле, фарфоре, фаянсе, эмалированной посуде.

Декор - (От латинского decoro - украшаю) система украшения сооружений (фасада или здания) или изделия.

Ж



Живопись - Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости посредством цветных материалов. Живопись подразделяют на станковую, монументальную и декоративную. Особыми видами живописи являются: иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама и панорама.

И



Иллюстрация - (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение), Изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.). Область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.

Импасто - Термин имеет два значения, Во-первых, обозначает густо наложенный красочный пигмент, например масло или акрил передающий движения кисти художника (Франк Ауэрбах, Виллем де Кунинг, Джек Йейтс) или удары мастихина (Жан Поль Риопель). Bo-вторых, применяется для обозначения техники наложения краски, к которой художник прибегает.

Инсталляция - Употреблявшийся первоначально для описания процесса установки произведений в интерьере галереи, этот термин стал впоследствии применяться по отношению к определенному виду искусства. В инсталляции отдельные элементы, размещенные внутри заданного пространства, образуют единое произведение и часто сделаны в расчете на данную галерею (Риркрит Тираваниджа. Франц Вест), Такие произведения создаются "на местности" и не могут быть воспроизведены в другом пространстве: окружающая обстановка является равноправной частью работы. Инсталляция возникла впервые в конце 1950 х - начале 1960 х годов, когда художники поп-арта стали проектировать среду для хеленингов Инсталляция часто предполагает театральную драматизацию пространства (Илья Кабаков. Ханс Хааке). Инсталляции бывают обычно временными и не предназначенными на продажу, большинство постоянных инсталляций создается специально для значительных художественных собраний.

К



Каллиграфия - (греч. kalligraphia - красивый почерк, от kallos - красота и grapho - пишу), искусство красивого и чёткого письма. История каллиграфии связана как с историей шрифта и орудий письма (тростниковое перо-калам в древнем мире, у народов средневекового Востока; птичье перо в Европе до 1-й половины 19 в.; кисть в дальневосточных странах), так и со стилистической эволюцией искусства. Каллиграфия не только преследует цели удобства чтения, но и сообщает письму эмоционально-образную графическую выразительность. Стилистика каллиграфии тяготеет либо к ясности очертаний, возможности чтения на расстоянии, либо к экспрессивному скорописному курсиву, либо к декоративной узорности, подчас идущей в ущерб лёгкости чтения. В Китае и др. дальневосточных странах каллиграфия ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоционально-символическое значение, передать в нём как сущность слова, так и мысль, и чувство каллиграфа.

Карандаш - (От тюркского кара - черный и таш, даш - камень) стержень из угля, свинца, графита или сухой спрессованной краски (часто в деревянной или металлической оправе) для письма, рисования, черчения. Прототипы - свинцовые и серебряные штифты в металлической оправе, дававшие темно-серый тон, применялись в XII-XVI вв. Итальянский карандаш (с XIV века) изготовлялся из черного глинистого сланца или порошка жженой кости с растительным клеем. Делят на графитные, цветные, копировальные и пр., по назначению - на канцелярские, чертежные, рисовальные и др. Особые виды - сангина и пастель.

Карикатура - (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), способ художественной типизации, использование средств шаржа и гротеска для критически целенаправленного, тенденциозного преувеличения и подчёркивания негативных сторон жизненных явлений или лиц; в карикатуре, составляющей специфическую область проявления комического в изобразительном искусстве, сатира и юмор служат для критики, разоблачения, осмеяния каких-либо социальных, общественно-политических, бытовых явлений. В широком смысле слова под карикатурой понимают всякое изображение, где сознательно создаётся комический эффект, соединяются реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей, изменяются соотношения их с окружающей средой, используются неожиданные сопоставления и уподобления. Карикатура в этом значении обладает широчайшим диапазоном тем и может быть сопоставлена с карнавальным действом, театральной буффонадой, литературным бурлеском и эпиграммой. Истоки такой карикатуры восходят к античной художественной культуре; позднее её можно видеть в средневековых рельефах, в народном творчестве, особенно в лубке. Методы карикатуры могут быть использованы в различных видах и жанрах искусства (например, в плакате).

Кисти - Основной инструмент для нанесения красящих веществ на холст, бумагу или другую основу в живописи и графике, а также в каллиграфии. Изготовляют из обезжиренного и прокаленного волоса или шерсти различных животных. Жесткие щетинные кисти (круглые или плоские) применяют в масляной живописи, с более длинным волосом - в клеевой живописи, фреске. Круглые остроконечные мягкие (беличьи, барсучьи, песчанковые) используют в акварели, темпере и тоновой графике. Колонковые кисти применяют для работы любыми красками.

Китайская тушь - Encre de Chine. Tusche. Indian inc. China inc. Эта популярная краска в продажу поступает в готовом виде, т. е. в соединении со связующим веществом. Приготовление ее - специальность Китая - родины краски, где она фабрикуется с незапамятных времен. Уже давно, впрочем, она фабрикуется и в Европе. Настоящая китайская тушь добывается, по свидетельству одних лиц, из сажи, получаемой при сгорании кунжутного масла, в которую вмешиваются сок коры неизвестного нам дерева, а также имбирный сок и вытяжка неизвестных нам растений. Сюда же прибавляется и животный клей, и вся смесь ароматизируется камфорой или мускусом. По другим сообщениям, китайская тушь выделывается из сажи, получаемой из масла сосновых деревьев. Из сказанного видно, что тушь в Китае производится различными способами и из различных материалов, почему и качества продукта весьма разнообразны. В Европе в настоящее время получается тушь хороших качеств, готовящаяся из сажи по различным рецептам.

Коллаж - Papier соlle. Фотомонтаж. Коллаж (название происдодит от французского слова coller -наклеивать) - техника, в которой кусочки бумаги, ткани и другие небольшие предметы закрепляются на плоской поверхности. Papier colle - это тип коллажа, использующий специальную узорчатую бумагу. В качестве самостоятельной художественной техники впервые применили коллаж Жорж Брак и Пабло Пикассо, Фотомонтаж является аналогичной техникой, мримененной по отношению к фотографии (Джон Хартфилд). Коллаж был важным элементом техники дадаистов и сюрреалистов (Курт Швиттерс), а также применялся художниками поп-арта. например Эдуардо Паолоции.

Корпусная живопись - Письмо плотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски, имеющим рельефную фактуру.

Кракелюр - От (фр. craquelure) - трещины красочного слоя в произведениях живописи на холсте, а также на фарфоре и эмали. Кракелюр появляется после исполнения картин в результате различий в коэффициенте расширения красочного слоя, в процессе высыхания и испарения разбавителей, а также в высохших картинах от резких перепадов температур, влажности, повышенной сухости, ударов и других механических воздействий.

Кракле - Сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий. Создают для декоративного эффекта, используя несоответствие коэффициентов расширения черепка и глазури при обжиге.

Ксилография - Самая древняя техника гравюры. Плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2 - 5 миллиметров. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии - валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается - прессом вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом - штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. Торцовая ксилография позволяет работать более тонким штрихом, разная степень насыщенности которого позволяет варьировать тон. Ксилография дает 1500 - 2000 хороших оттисков.

Курант - Конусообразной формы инструмент для растирания ручным способом красящих веществ в процессе приготовления красок для живописи и типографских красок. Крупные делают из твердого камня (лабрадор, порфир и др.), мелкие - из фарфора, стекла или агата.

Л



Лавис - Металлической кистью сильной кислотой рисуют непосредственно по доске, которая из-за зернистости металла протравливается неравномерно, что в свою очередь придает оттиску тон различной силы. Лавис дает несколько десятков оттисков.

Левкас - От (греч. leukos - белый) - многослойный грунт, приготовлявшийся в русской средневековой иконной живописи из мелового или гипсового (алебастрового) порошка в смеси с клеем животного происхождения (мездровым, рыбьим и др.), в стенной темперной живописи - из гашеной извести с наполнителями (песком, толченым кирпичом, дробленым известняком, мелко нарубленным льняным волокном). Левкас - плотный и твердый, как и те основания, на которые он наносится. Тщательно заглаживаемая поверхность Левкаса и его белый цвет (у настенного Левкаса - желтоватый) хорошо подходят для работы прозрачными слоями красок; в прикладном искусстве Левкас - грунт на деревянных изделиях под окраску и позолоту.

Лепка - Создание скульптуры из мягких материалов (глина, воск, пластилин) путем наращивания или удаления пластической массы. Один из первичных, основных процессов работы скульптора; выполняются эскизы, а также модели, предназначенные для последующего перевода в другой материал. Под лепкой (моделировкой) понимается также выявление объема, пластической формы как в скульптуре, так и в живописи и графике.

Лессировка - Лессировками называются тонкие, прозрачные и полупрозрачные слои масляных и иных красок, наносимые на другие, хорошо уже просохшие такие же краски, для придачи последним желаемого интенсивного и прозрачного тона. Почти все краски пригодны для лессировок: одни для прозрачных, другие для полупрозрачных. К менее пригодным относятся: кадмий, киноварь, неаполитанские желтые, английская красная, капут-мортуум, черные пробковая и персиковая и некоторые другие.

Линогравюра - Возникла на рубеже 19 - 20 веков. Линолеум обрабатывается резцами, имеющими вид маленьких изогнутых стамесок, так же как и в обрезной ксилографии. Краска накатывается валиком, печатается, как гравюра на дереве. Гравюра на линолеуме дает около 500 хороших оттисков.

Литография - От (греч. lithos - камень и grapho - пишу, рисую) - вид тиражной графики, способ плоской печати: оттиски (литографии) выполняются переносом краски под давлением с плоской поверхности камня (плотный известняк) или с заменяющей его металлической пластинки (цинк, алюминий). Литографию художник исполняет, рисуя на камне жирным литографическим карандашом (по зернистой поверхности) или специальной жирной тушью (кистью и пером по гладкой, чисто отшлифованной поверхности). После травления камня кислотой (воздействующей на не покрытую жиром поверхность) рисунок смывают; взамен валиком наносится на увлажненный камень типографская краска, пристающая лишь к непротравленным частям камня, в точности соответствующим рисунку. Печатают Литографию на специальном станке. Существует много разновидностей литографской техники (хромолитография, выскребание, размывка, гравюра на камне). Нередко оригинал исполняется не на камне, а на переводной бумаге - корнпапире. Литографии присущи большая свобода авторского исполнения, разнообразие художественных средств при большой точности воспроизведения, сравнительная простота техники, многотиражность и дешевизна. Изобретенная в 1796-1798 гг. в Германии А. Зенефельдером, Литография стала во 2-й четв. 19 в. популярной художественной техникой. В 19- 20 вв. она сыграла важную роль в развитии карикатуры (в т. ч. политической сатиры), иллюстрации, плаката, прикладной графики.

Лубок - Народная картинка, произведение графики (преимущественно печатной), отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения

М



Магреализм - стиль, когда в одной и той же картине сливаются воедино сразу несколько пространств: нарисована стена, а пригляделся, да это ж небо и луна!

Масло, масляный карандаш - масло(масляная краска) состоит из пигмента, создающего цвет, и связующего - обычно им является льняное масло. Масло обладает тем преимуществом, что медленно сохнет, а поэтому позволяет делать исправления. Масляная краска накладывается кистью (Эрик Фишль) или мастихином (Жан-Поль Риопель) обычно на холст. Масляный карандаш соединяет в себе свойства масляной живописи и пастели. Масляные карандаши бывают разного размера и могут употребляться как карандаш для создания "чистого" рисунка или в растворенном виде как краска.

Масляная живопись - Разновидность живописной техники, основанная: - на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества; а также - на определенных приемах работы с красками. Считается: - что масляной живописи свойственны особые возможности непосредственного выражения авторского замысла, настроения, внутренних импульсов; - что масляная живопись позволяет создавать богатые и тонкие варианты колорита, иллюзию пространства и объема на плоскости.

Мастихин - Инструмент для нанесения красок на холст и работы ими наряду с кистями, есть техника работы ножом – пастозное нанесение краски.

Мел - Для рисования служат меловые карандаши фабричного производства, но пользуются также и мелом в кусках. Кусковой мел, будучи естественным продуктом, содержит в себе нередко посторонние примеси, которые царапают бумагу. Во избежание этого его толкут, обращают с водою в тесто и формуют в карандаши, без всякого связующего вещества. Мел хорошо фиксируется клеевыми фиксативами.

Меццо-тинто, или черная манера - В этой технике гравюра впервые была выполнена в 1642 году. Специальным инструментом - "качалкой" на доску наносятся многочисленные углубления так, что она приобретает равномерную шероховатость, и при печати получается густой, бархатистый тон. Рисунок на подготовленной таким образом доске выглаживается и отшлифовывается "гладилкой", причем чем сильнее выглаживается доска, тем слабее пристает к ней краска, и в оттиске эти места оказываются более светлыми. Меццо-тинто дает около 200 оттисков.

Многослойная живопись - Разновидность масляной живописи, требующая расчленения работы на ряд последовательных этапов: подмалевок, прописи, лессировка. Эти этапы разделяются перерывами для полного просыхания краски. Многослойная живопись использует прозрачность масляной живописи: - для оптического обогащения и усложнения колорита; - достижения эффектов глубины и многообразия цвета.

Мозаика - (От латинского musivum, буквально - посвященное музам) изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Употребляется также для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых образов. Особым видом является инкрустация. Существуют два способа набора: "прямой", при котором частицы вдавливают в грунт, нанесенный на декорируемую поверхность, и "обратный", когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесенным на них рисунком (затем тыльная сторона заливается клеем, а временная основа отделяется). Древнейшие сохранившиеся - орнаменты из разноцветных глин: кружков (храмы в Двуречье, 3-е тысячелетие до н. э.), сюжетные изображения из раковин и лазурита (т. н. "Штандарт" из Ура, около 2600 лет до н. э.). В византийском искусстве исключительные по силе воздействия мозаики (в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547 г.; в церкви Успения в Дафни, 2-я половина XI века) заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, воспринявших и развивавших византийские традиции: в Италии, Грузии, Древней Руси. В романском искусстве Западной Европы преимущественное распространение получили орнаменты. В XVI веке в Италии возникает т. н. флорентийская мозаика из шлифованных, вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с XVII века чисто смальтовые шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а также в средневековой Испании и Португалии) с XIII-XIV вв. развивалась орнаментальная, строго подчиненная архитектурным членениям майоликовая мозаика.

Мольберт - Деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска. Различают складные и стационарные мольберты.

Мордан - Прозрачная жидкость янтарного цвета является клеящим веществом замедленного действия, которая способствует наклеиванию листового золота или серебра на деревянные или гипсовые поверхности. Нанести кистью смесь. Через 12 часов, после ее полного высыхания, при помощи очень мягкой кисти из беличьего волоса, наложить лист металла, стараясь хорошо закрыть все детали. Золочение становится окончательным, гладким и равномерным, если разгладить поверхность, прижимая к ней с силой шерстяную ткань или агатовый камень.

Муляж - От (фр. moulage - слепок) - скульптурный слепок с натуры (или со скульптурного произведения). Муляж выполняются из гипса или синтетических масс, служат копиями скульптуры или декоративных изделий в музейных экспозициях, употребляются как учебные пособия. Эстетика муляж с натуры сыграла видную роль в скульптуре 2-й пол. 20 в. (американские скульпторы Джордж Сигел, Джон де Андреа).

Муштабель - От (пол. musztabel) - небольшая деревянная палка с шариком на конце. Служит художникам как опора для правой руки при выполнении мелких деталей на картине. Муштабель держат левой рукой, упираясь концом в холст.

Мягкий лак - Техника возникла в 18 веке. Доска покрывается лаком с сильной добавкой сала. На нее кладут шершавую бумагу и наносят рисунок, затем бумага снимается вместе с приставшими кусочками лака, обнажая поверхность доски. После травления и печати оттиск воспроизводит фактуру бумаги.

Н



Набросок - Произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло исполненное художником. Главное назначение - быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Может исполнятся с натуры либо по памяти или воображению.

Натюрморт - Слово натюрморт означает в переводе с французского языка - мертвая натура. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи - предметы быта. Это могут быть книги, посуда, статуэтки, красивые ткани, а также цветы, плоды, снедь. Когда художники рисуют натюрморты, они в своих картинах стараются передать всю красоту окружающих нас вещей, их самоценность. Предлагают полюбоваться их формой, цветом, как бы пощупать глазами их фактуру и качества.

О



Основа - Материал, на который наносят грунт и красочный слой живописи. Распространенные разновидности основы в станковой картине - дерево (наиболее распространенная основа в античной живописи, в средние века и в Раннем Возрождении), холст (наиболее распространенная основа картин с 16 в.), металл, картон, бумага, стекло, линолеум и пр. Каждый из этих материалов имеет свои особенности и преимущества. Основа специально подготавливается для работы художником, но в некоторых видах живописи основа может употребляться без специальной подготовки.

Офорт - Вид гравюры на металле, где углубленные элементы печатной формы создаются травлением металла кислотами. Офорт - способ гравирования и оттиск, полученный этим способом. На полированную пластину (доску из цинка, меди) наносят кислотоупорный лак (грунт), который процарапывается стальной гравировальной иглой до металла в технике штрихового рисунка в соответствии с задуманным изображением. Цинковую пластину помещают в азотную кислоту, медную - в раствор хлорного железа. При травлении в процарапанных местах образуются углубления, которые заполняют краской, затем покрывают штрихам особую бархатистость; многократное травление создает богатую фактуру.

Офсет - От (англ. offset) - вид плоской печати: краска с металлической печатной формы переходит под давлением на резиновый цилиндр, а с него на бумагу. Офсет позволяет печатать многокрасочные репродукции большими тиражами.

П



Папье-маше - От (фр. papier mache, букв. - жеваная бумага) - пластическая масса из размельченной и размоченной бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавками-наполнителями (мелом, глиной, гипсом, клеем): Папье-маше используется для формования (с помощью деревянной или гипсовой модели) и прессования бытовых и художественных моделей.

Пастель - От (ур. пастель, от лат. паста - тесто). Графический материал в виде палочки, состоящий из красочного пигмента и связующего (в качестве связующего используется смола или камедь). Рисунок пастелью делается обычно на бумаге. Пастель позволяет достигать различных эффектов - от резко очерченных контуров до мягкой растушовки (Одилон Редон). Порошковый характер пигмента является причиной того, что при отсутсвии специального закрепления рисунок пастелью легко разрушается. В процессе изготовления пастельных карандашей их незасохшая масса выглядит как тесто, паста - отсюда и название. Пастель имеет много нежных оттенков каждого цвета.

Пастозность - От (ит. pastoso - тестообразный) - в технике масляной живописи, темперы, живописи синтетическими красками значительная толщина красочного слоя, использованная как художественное средство. Благодаря неровному нанесению густых мазков краски на грунт или просохшие слои пастозности всегда остается заметной для глаза и проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке. Пастозность позволяет не разжиженной краске целиком сохранять ту форму, какую придают ей кисть или мастихин, и служить непосредственным выражением темперамента, творческой энергии мастера; пластичность пастозного мазка усиливает ощущение материальности изображаемых предметов, подчеркивает динамику движения.

Патина - От (ит. patina) - пленка различных оттенков (от зеленого до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы, латуни в результате коррозии металла. Различают Патину: возникшую естественным образом и искусственную. Естественная Патина - окислы, специфический налет, который особенно интенсивно образуется под воздействием атмосферных условий на поверхности бронзовых и медных скульптурных произведений и различных декоративных изделий. Другим родом Патины является нанесение специальных химических составов, обычно при завершающей обработке бронзовых памятников, что придает им желательный тон и предохраняет от губительного воздействия загазованного воздуха современных городов и промышленных центров.

Пейзаж - Общий вид какой-то местности. Рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении.

Перо - От (англ. pen, фр. plume, нем. Fеder) - инструмент для рисования жидким красящим веществом (тушь, бистр, сепия, чернила). Издавна использовались птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи, вальдшнепа, бекаса и др.), позволявшие мягко менять толщину линии, варьировать методы штриховки. В древности и на средневековом Востоке применяли тростниковое перо (калам), дающее гибкую, пластичную линию, энергичный штрих. С 19 в. распространены металлические перья, дающие тонкую, ровную линию. Рисунок пера (часто в сочетании с размывкой или подцветкой) отличается особой непосредственностью, импульсивностью (почему его любили Рембрандт, А. С. Пушкин, Винсент Ван Гог); в то же время он дает богатые возможности для виртуозного каллиграфического рисунка, рисованного шрифта.

Пигмент - От (лат. pigmentum) - цветной порошок, входящий важнейшей составной частью в любые краски и определяющий цветовой тон каждой краски; в зависимости от примешанного к пигменту связующего вещества получаются различия в технических свойствах красок.

Плакат - Единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

Пластика - В широком понимании то же, что скульптура, в более конкретном смысле - определение объемно-пространственных достоинств скульптурных произведений, естественности, органичности построения и перетекания объемов ("пластическая выразительность"). В отличие от универсального понятия "скульптура" и от слова "ваяние", связываемого с высеканием от камня, термин "пластина" преимущественно связывается с творчеством скульпторов, пользующихся лепкой (что не исключает последующего перевода их работ в твердые материалы).

Портрет - Портрет означает в переводе с французского языка "воспроизводить черта в черту" изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Перед художником стоит сложная задача - передать облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку. Но главная цель этого жанра в том, что он сам передает не только внешний вид человека, но и его характер, его внутренний мир, индивидуальность, возраст. Портреты бывают одиночные и групповые. На одиночных портретах изображается один человек, а на групповых - группа людей. Портреты имеют разное назначение: парадными портретами украшают залы. На них изображаются люди в полный рост в красивых костюмах, в богатой обстановке. А еще есть интимные портреты. В них больше передается не значимость человека, а его внутренний мир и характер. интимный портрет служит нам напоминанием дорогих нам людей. Обычно заказывают портреты всех членов семьи : портрет детей, портрет жены, портрет отца или деда. Таким образом собирается целый архив семейных портретов. С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты. Фотография - это лишь короткий миг, и она никогда не сможет заменить картину, выполненную художником. Ведь в каждой картине присутствует как бы живая душа человека, от нее даже исходит тепло.

Прерафаэлиты (англ. Pre-Raphaelites) — направление в английской поэзии и живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 50-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Название «прерафаэлиты» (англ. Pre-Raphaelites) должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини.

Пунктирная манера - Как самостоятельная техника появилась в Англии во второй половине 18 века. Рисунок, состоящий из комбинации сгущенных или разреженных точек, наносится на покрытую лаком доску специальными иглами и рулетками, затем доска протравливается. Иногда лак и травление не используются: рисунок выбивается специальными пунсонами. Особым видом пунктирной манеры является карандашная манера, изобретенная в середине 18 века. Штрих в этой технике состоит из отдельных точек, протравленных в металле, имитирующих след мелового карандаша или сангины. Гравюра пунктирной манерой дает около 500 оттисков.

Р



Размывка - От (фр. lavis, нем. Lavierung, англ. wash technique) 1) техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках бистром, сепией, тушью, акварелью и др.; 2) вид литографии, воспроизведение рисунка, выполненное литографской тушью на камне с помощью воды и кисти. Способ размывки появился в сер. 19 в.

Рама - От (англ. frame, фр. cadre, нем. Rahmen) - прямоугольное (реже круглое, овальное, многоугольное) оформление картины, графического произведения, фотографии и т. д. по их периметру. Назначение рамы - отделить изображение от его окружения, сосредоточить внимание зрителя на композиции, придать ей цельность. Рама рождается вместе с картиной в 14 в., причем первоначально они составляют одно смысловое и декоративное целое, поскольку рама алтарного образа представляла собой подобие позолоченного готического храма. В 15 в. она уподобляется ренессансному сооружению (пилястры по сторонам, карниз сверху), подобно оконному проему, в котором является образ мира. Часто рамы изготовлялись не только из гипса и реек, но также из драгоценных материалов. С распространением методов линейной перспективы и эффектов воспроизведения видимого мира рама приобретает сложную профилировку, становится как бы ступеньками, помогающими глазу зрителя погрузиться в изображенный мир. В искусстве 17-18 вв. распространены сложные рам с резными и лепными фигурками, гирляндами цветов и плодов; голландские живописцы 17 в. предпочитали простые темные рамы с дробной профилировкой. Рамы играли двойную роль: изолируя картину от окружения, они сами были частью архитектуры интерьера (напр., рама рококо с завитками и рокайлями). Интерес к раме возрождает стиль модерн (рамы, оформленные как предметы декоративного искусства - с применением неокрашенного дерева, кожи, металла). Импрессионисты начали окрашивать рамы в светлые тона (белый, желтый, розовый, фиолетовый). В 20 в. на раме иногда помещают дополнительные изображения, надписи, украшают ее скульптурной резьбой.

Рапидограф - пишущее средство с трубчатым наконечником для черчения тушью с толщиной линии от 0,18 до 1,4 мм.

Растворитель - От (англ. solvent, фр. dissolvant, нем. Loser), разжижитель - жидкость, применяемая художниками для разведения и разжижения красок и лаков и сообщения нужных качеств красочному слою, а также для смывки красок. Основой растворителя для масляной живописи служат эфирные масла, нефть и ее фракции. Особенно часто применяются скипидар (терпентинное масло), его составные части (пинен) и его смеси с льняным маслом, очищенная нефть и бесцветный бензин (уайт-спирит).

Растушёвка - Растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, итальянским карандашом, сангиной, пастелью и т. д. Растушевка может выполняться растушкой, резинкой, хлебным мякишем, пальцем и вносит элементы светотени и тона в линейный рисунок.

Резцовая гравюра - Появилась в первой четверти 15 века. Первая датированная гравюра резцом относится к 1446 году. Рисунок врезается в металлическую доску стальным резцом квадратного сечения с ромбовидным срезом. Этот способ позволяет работать только комбинациями чистых линий. Гравюра резцом дает до 1000 оттисков.

Резьба - Один из древнейших и наиболее распространенных видов декоративного искусства, способ художественной обработки дерева, камня, кости, стука, терракоты, лака и др. путем вырезания. Резьба бывает: объемная, высокорельефная, плоскорельефная, выемчатая, контурная, сквозная, накладная; употребляется для украшения предметов быта, отделки зданий, создания произведения миниатюрной пластики. Самостоятельной областью резьбы является глиптика.

Реставрация - От (лат. restavratio - восстановление) - укрепление и восстановление памятников истории, культуры и искусства, поврежденных, искаженных или разрушенных временем, вредными условиями бытования, губительными или неумелыми воздействиями. Реставрируются архитектурные сооружения, их комплексы, районы, населенные пункты (иногда целые города), произведения изобразительного и декоративного искусства, археологические находки и т. д. Реставрационные работы проводятся специально разработанными методами на основе научного исследования памятников. Современная реставрация может заключаться: в консервации - сохранении памятника в дошедшем до нас виде; в частичной реставрации - выявлении скрытых под историческими наслоениями подлинных фрагментов памятника; в полной реставрации - восстановлении целостного первоначального облика памятника. Перед реставрацией выясняются материалы и технология создания памятника, причины и виды его разрушения, его первоначальный облик - с помощью физико-химических методов, анализов, фотографирования (в т. ч. рентгенографии, фотографирования в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, спектрального анализа и т. д.), а также с помощью исторических данных (письменных источников, изобразительных материалов, стилистического анализа). В ходе реставрации укрепляется структура памятника с применением материалов, подобных первоначальным (в архитектуре каменные квадры, кирпич-плинфа и т. д.; при реставрации фресок - известковая вода; при реставрации живописи - животный клей и т. д.), или современных средств, если они не вредят памятнику; исправляются деформированные части, восстанавливаются или удаляются химически изменившиеся элементы, часто устраняются позднейшие дополнения. Если восполняются утраты, замененные места должны быть отличимые, а при необходимости легко удаляемы. Попытки реставрации известны с древности, но систематический характер она получила в эпоху романтизма, когда французский архитектор Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк обосновал необходимость глубокого изучения стилистики и строительной техники реставрируемых готических храмов. В 19 в. реставрация часто приводила к искажению подлинника. С конца 19 в. стали устанавливаться собственно научные принципы реставрации , исследования памятников и документального обоснования каждой реставрационной работы (в России П. П. Покрышкин, И. Э. Грабарь, П. Д. Барановский, В. О. Кириков, П. Д. и А. Д. Корины). В 1918 г. была создана Всероссийская реставрационная комиссия, преобразованная в Центральные реставрационные мастерские, возникла широкая сеть реставрационных мастерских. Грандиозные по размаху работы по восстановлению разрушенных во время второй мировой войны памятников были проведены во многих странах, в т. ч. в СССР, Польше, Германии.

Ретушь - От (фр. retouche, букв. - поправка) 1) частичные исправления темперой, которые вносятся в роспись (фреску) после высыхания штукатурки; 2) частичные исправления гравировальной доски после выяснения, по пробному оттиску гравюры, неудачных мест или недоработок; 3) в масляной живописи протирка жухлых частей красочного слоя специальным лаком или маслом; 4) в полиграфическом производстве корректировка фотографических оригиналов перед их воспроизведением.

Рисунок - Какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Р., как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов.

Розетка - (От французского rosette, буквально - розочка) орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы). С древности широко распространена в декоративном искусстве.

С



Сангина - От (фр. sanguine, от лат. sanguis - кровь), сангина - материал и инструмент для рисования в виде палочки-карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще на стенах пещер в эпоху палеолита. В эпоху Возрождения в Европе применялась натуральная сангина - т. н. красный мел. В настоящие время сангина изготовляется из каолина и оксидов железа с введением небольшого количества клеящих веществ. Сангина принадлежит к инструментам рисования, которые дают мягкую красочную линию (уголь, итальянский карандаш). Красивый (от красноватого до темно-коричневого и фиолетового) теплый мягкий цвет Сангина издавна используется при рисовании обнаженного тела. Сангина дает возможность применять растушку, штрихи различной интенсивности, разнообразные пятна, т. к. штрих легко растирается. Сангина не требует фиксации. Детально разработанные рисунки сангины первоклассных мастеров (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Питер Пауэл Рубенс, Антуан Ватто, Оноре Фрагонар) отличаются богатой тональной вибрацией. В 18 в. сангина входит в многокрасочную технику "три карандаша", приближающуюся к живописи.

Сепия - От (греч. sepia, букв. - каракатица) - прозрачная коричневая краска для рисунков кистью и пером. Натуральная сепия, употреблявшаяся в Европе с сер. 18 в., была жидкой и приготовлялась из чернильного мешка морского моллюска; в 20 в. сепия приготовляется искусственным способом и разводится водой. Натуральная сепия имеет серовато-коричневый тон; искусственная бывает многообразной по цветовым оттенкам.

Сиккатив - Соединения металлов с органическими кислотами, служащие для ускорения высыхания лаков и красок.

Смешанные техники - Существует несколько видов смешанных техник: 1. Восковые мелки + акварель. Вначале на бумаге или картоне делают рисунок восковыми мелками, не закрывая большие плоскости. Затем всю работу смачивают водой. По еще непросохшему листу делают заливки акварельными красками. Места, первоначально закрашенные восковыми мелками, останутся не затронутыми акварелью, т.к. воск отталкивает воду. 2. Акварель + гуашь + тушь Нанесенный на бумагу или картон карандашный рисунок сверху покрывается акварелью (небо, вода, все прозрачные объекты). После ее высыхания, особенно плотные места пишутся гуашевыми красками, для придания им материальности. По окончанию работы можно обвести контуры наиболее ярко выраженных мест черной или цветной тушью для придания работе декоративности. 3. Акрил + масло Как известно, акриловые краски наносятся на любую обезжиренную и очищенную от пыли поверхность. Поэтому можно использовать акрил в качестве подмалевка для масляной живописи или в качестве грунта. После высыхания акриловых красок можно использовать масляную живопись в наиболее плотных местах.

Соус - Velourssauce. Соус есть один из видов пастели. Производство его ведется из тех же материалов, которые входят в состав французских и черных пастельных карандашей. Он обладает большой силой и рыхлостью мягких сортов пастели. Продается он в виде черных цилиндрических столбиков, завернутых в оловянную бумагу. Рисование соусом ведется двояким путем - сухим и мокрым. При рисовании сухим соусом его наносят на бумагу растуш-кой, с помощью которой моделируются основные формы; детали же заканчиваются итальянским карандашом. Мокрым соусом работу ведут с помощью кисти, подобно акварели. По высыханий мокрый соус несколько закрепляется сам собою, но все же остается настолько подвижным, что поддается растушке, тряпке, вате и т. п., легко также стирается резиной и потому позволяет делать переходы из тона в тон по-сухому.

Статуя - От (лат. statua) - значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее, как правило, человеческую фигуру в рост, реже - другие реальные или воображаемые существа (напр., статуя зооморфного божества, статуя животного). Статуя размера настольной скульптуры называется статуэткой, Статуя огромной величины - колоссом; последний термин употребителен лишь в связи с историей искусства. Конная статуя изображает всадника верхом. Статуя - наиболее распространенный тип памятника.

Т



Темпера - Слово "темпера" вошло в обиход русских художников сравнительно недавно, и потому естественно, что ему часто у нас придается не то значение, которое ему принадлежит; вот почему следует прежде всего сказать несколько слов по поводу самого термина. В отдаленные времена (в XV-XVI веках) в Италии под словом "tempera" (происходящим от латинского "temperare" - соединять) подразумевалось связующее вещество красок вообще и в частности клей животного и растительного происхождения. В современной Италии ему чаще придается уже более узкое значение; под темперой подразумевают связующее вещество красок, в состав которого главным образом входит яйцо. В научной литературе по технике живописи в наше время принято называть темперой связующее вещество красок, состоящее из натуральной или искусственной эмульсии; вот почему она носит также название "эмульсионной темперы", в отличие от клеевой живописи, которая нередко присваивает себе название темперы. До усовершенствования масляных красок Я. Ван-Эйком (XV век) средневековая яичная темпера была одним из наиболее популярных и распространенных видов живописи в Европе, но, начиная с этого времени, она постепенно утрачивает свое значение, и мало-помалу интерес к ней совершенно и повсеместно иссякает. Исключением являются лишь наша страна и Греция, где в настоящее время находит применение наряду с позднейшими способами живописи и эта старинная техника ее. В Греции. пользуются ею для церковной живописи, у нас же - для различных художественных целей, причем живопись получает стилизованный орнаментальный характер, что свидетельствует еще раз о том, что стиль живописи во многом обязан ее технике.

Темперная техника - Самостоятельная, своеобразная техника живописи, отрабатывавшаяся в течение веков. Сегодня темпера не является основным живописным материалом, а используется для смешанных техник (известны с XVI века), используется художниками, «уставшими» от масла, художниками, ищущими новые изобразительные средства для выражения своих идей. Работа с темперой не требует соблюдения строгих канонов и позволяет создавать живописные эффекты недоступные при использовании других средств. Живописец свободен в выборе техники, тем более что темпера позволяет писать очень жидкими красками, как в традиционных средневековых техниках, так и пастозно подобно маслу.

Терпентин - Представляет собой смесь ароматических углеводородов - терпенов и природных примесей. Состав его зависит от вида сосны, из которой он получен. Хранить его следует в темноте, в тщательно закрытых сосудах, полностью наполненных для того, чтобы не было воздуха, т.к. иначе он осмоляется, желтеет. Используется в масляной живописи как разбавитель красок и для приготовления смоляных лаков.

Терракота - От (ит. terracotta, букв. - обожженная глина; фр. terre cuite) - вид керамики, неглазурованные изделия из обожженной цветной (кремовой, желтой, красной, коричневой, черной) глины с пористым черепком.

Торс - (От итальянского torso) скульптурное изображение туловища человека. Античные торсы представляют собой главным образом сохранившиеся части статуй. Со 2-й половины XIX века торс нередко становится самостоятельным видом скульптурной композиции, позволяющей пластически выявлять физическую структуру человека.

Трафарет - (От итальянского traforo - продырявливание, прокалывание) приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение мотива. Применяется при трафаретной печати в художественной вышивке и набойке, в текстовом и бумажном производстве, иногда при украшении керамических изделий. Представляет собой пластину (из дерева, картона, металла и др.) с отверстием для нанесения красок.

Тушь - От (нем. Tusche, англ. Indian ink, фр. encre de Chine) - черная краска, не теряющая со временем интенсивности тона. При сильном разбавлении водой дает серый тон. Тушь служит для черчения, рисования (пером и кистью) с применением штриховки, заливки и отмывки, часто в сочетании с карандашом и углем. В Древнем Китае издавна тушь служила материалом для письма и рисования, откуда она распространилась в Корею и Японию, в 16-17 вв. - в Европу. Тушь изготовляют из сажи (копоти), клеющих веществ, получают при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол, нефтепродуктов. Существуют жидкая и сухая тушь в виде плиток и столбиков. Лучший сорт черной туши - китайская. При работе кистью тушь часто разбавляется водой; тон рисунка может колебаться от интенсивного черного до серебристо-серого.

У



Уголь - Уголь для рисования вырабатывается из различных пород дерева и в различных видах. Для его производства обжигаются ветви растения, сохраняющие после обжига свою форму, а также пиленое дерево, дающее карандаши четырехгранной формы. Мягкость этих сортов угля различна и зависит от обжига и породы дерева; она обозначается номерами. Кроме названных видов угля, фабрикуется так называемый "прессованный" уголь, вырабатываемый из порошка наиболее черных сортов угля, в массу которого вводится небольшое количество растительного клея. Этот сорт угля с помощью прессования получает форму карандашей (без деревянной оправы). Древесному углю присущ своеобразный сероватый оттенок, но он лишен интенсивной черноты, и только прессованный уголь имеет более черный цвет, хотя по тону своему все же остается углем.

Ф



Фаянс - От (фр. faience, от названия ит. г. Фаэнца, центра керамического производства) - вид керамики, изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, имеющие мелкопористый черепок и покрытые прозрачной глазурью. По внешности фаянсовые предметы напоминают фарфор, отличаясь от него пористостью черепка, полной непрозрачностью, меньшим удельным весом, глазурью на нижнем ободке изделий (фаянс обжигают при температуре более низкой, чем фарфор, и глазурь).

Фиксатив - (От латинского fixus - прочный, закрепленный) состав (раствор бесцветной смолы в эфире, спирте или бензине) для нанесения защитного слоя покрытия на рисунки, исполненные углем, пастелью и пр.

Флейц - От (нем. Fioz - слой, пласт) - круглая кисть из мягкого волоса с коротко обрезанным концом, предназначающаяся в живописи для окраски больших плоскостей и грунтовки холстов, служащая иногда также для выполнения незаметных переходов из тона в тон и для лессировок.

Фломастер - От (англ. flowmaster) - инструмент для рисования и оформительских работ на бумаге, стекле, картоне, дереве и т. п. Пишущим узлом его является волокнистый пористый стержень (из фетра, лавсана, тефлона и т. д.), пропитанный специальными красителями (водными чернилами, которые легко стекают по стержню) в пластмассовом корпусе. Цветные фломастеры популярны как эффектная, броская графическая техника.

Французский карандаш, Итальянский карандаш - Карандаши этого рода называются французскими, а также итальянскими карандашами. Итальянский карандаш натурального происхождения состоит из черного глинистого сланца. Он представляет род болюсов и имеет серый оттенок и слабую черноту. Этот природный материал известен также под именем черного мела (Schwarze Kreide). Кроме натурального карандаша, имеется большой ассортимент искусственно приготовляемых карандашей, носящих название французских (или итальянских) карандашей. Они выделываются из жженой кости, мелко раздробленные частицы которой связаны растительным клеем. В зависимости от количества взятого клея и краски получаются карандаши различной твердости, степень которой обозначается номерами, причем наиболее мягкими являются первые номера. Карандаши этого вида обладают большой силой и матовым тоном. Французским карандашом рисуют только на бумаге, причем последняя должна быть плотной, способной выносить продолжительное трение без ущерба для своей поверхности. Карандаш наносится штрихом, а также растирается по бумаге с помощью тряпок, перчаточной кожи, ваты и, наконец, просто пальцем руки. При необходимости снять карандаш с бумаги пользуются хлебом, резинкой и "клячкой" - черной резиной, размоченной в бензине, керосине или скипидаре, которая имеет большую липкость и мягкость. Работая на тоновой бумаге, в светах вводят мел и белую краску. Рисунки, исполненные французским карандашом, чернеют в полутонах при фиксировании, причем нарушается, конечно, гармония в тенях рисунка, и потому их сохраняют без фиксирования, лишь под стеклом.

Х



Холст - Начало употребления холста в живописи для грунтов относится к глубокой старине. По словам Плиния, один из портретов Нерона, по его собственному приказу, был исполнен на холсте и притом в солидную величину- 130 футов. Холст, однако, делается популярным материалом значительно позднее; в эпоху Рафаэля он применяется уже довольно часто, причем одними из первых стали пользоваться им венецианцы.

Художник - Cпециалист в одном или нескольких видах (изобразительного) искусства, обладающий:творческой одаренностью, профессиональным образованием и выучкой, этико-эстетическими взглядами, отражающимися в мировоззрении художника

Ч



Чертёж - От (англ. draft, drawing, фр. dessin lineaire, нем. Rip, Zeich-nung) - изображение сооружения, предмета, устройства в избранном масштабе и в основных проекциях (фасады, разрезы, планы, аксонометрия) на плоскости (бумага, калька, пленка). Чертеж используются как документы для строительства и производства, как иллюстрации к специальному в т. ч. архитектурному тексту.

Ш



Шеллак - Продукт обмена насекомого - древесного паразита на индийской смоковнице, который отлагается и накапливается слоем в несколько миллиметров. Собранный продукт очищают от примесей смолы и отбеливают в этиловом спирте. При открытом хранении шеллака растворимость его со временем падает. Для растворения старого шеллака его предварительно заливают эфиром для набухания и затем распускают в этиловом спирте. Чтобы повысить эластичность и упругость лакового покрытия в раствор шеллака добавляют небольшое количество касторового масла или венецианского терпентина. Лак шеллак использовали иконописцы для лакирования законченного произведения иконной живописи, а также по завершении реставрации икон.

Шпатель - Шпатель предназначен для смешения красок на палитре.

Шпунт - Инструмент, употребляемый скульпторами для первоначальной обработки камня; стальной 4-гранный или круглый стержень с острым концом.

Штихель - Стальной инструмент, резец, применяемый в разных видах гравюры, особенно в резцовой гравюре и торцовой ксилографии: вставленный в короткую ручку тонкий клинок ромбовидного, клиновидного, полуовального и другого сечения с наискось срезанным концом. Применяется для прорезания в доске углубленных линий и штрихов любой длины и формы. Разновидность штихеля, применяемая для гравирования тончайших линий, называется граб-штихелем. Штихель используются для моделировки миниатюрной скульптуры из кости и твердых пород дерева.

Э



Эмаль - От (фр. email, от франк, smeltan - плавить; англ. enamel, нем. Email, Schmelz, древнерус. финифть) - техника, применяемая в ювелирном искусстве, прочное стекловидное покрытие, наносимое на поверхность металлического предмета и закрепляемое обжигом; существует и холодная эмаль (без обжига). Основой ювелирной (горячей) эмали служит стекло, пигментированное примесью окисей металлов. Различаются прозрачные, полупрозрачные (опаловые) и глухие (опаковые, компактные) эмали: прозрачность придает окись свинца в эмалевом составе, непрозрачность- окись олова.

Энкаустика - (гр.encaustic, от encaio-жгу - выжигаю) техника живописи восковыми расплавленными красками, создававшими блестящую, жирную, осязаемую поверхность. Техника берет начало в античности, применялась в византийской иконописи до эпохи "иконоборчества".

Эскиз - От (фр. esquisse, croquis, англ. sketch, нем. Skizze) - художественное произведение вспомогательного характера, являющееся подготовительным для более крупной работы и обозначающее ее замысел, основные композиционные средства. Исполнению значительной картины или скульптуры обычно предшествует целая серия эскизов. На разных этапах работы над будущей композицией эскизы могут иметь различную психологическую, эмоциональную, сюжетную установку, разное соотношение творческого воображения и характера восприятия натуры, разную степень законченности - от набросков до тщательно выполненных композиций. Некоторые Э. (напр., Питера Пауэла Рубенса к циклу "История Марии Медичи", 1622-1625; Эжена Делакруа к историческим картинам 1830-1840-х гг.; "Библейские эскизы" А. А. Иванова, 1840-1850-е гг.) имеют выдающееся художественное значение.

Эстамп - (франц. estampe, от итал. stampa — печать, оттиск), литографский или гравюрный отпечаток, являющийся станковым произведением художественной графики. Эстампом обычно называют подписной оттиск с печатной формы, выполненной самим художником (реже - мастером-гравером или литографом).

Этюдник - Небольшой (деревянный) ящик с принадлежностями для живописи и местом для этюда. Этюдник облегчает художнику живописную работу на природе и в других условиях.

По материалам сайта: http://www.sots-art.org.ua
 
   
   
Arts.In.UA АртНау - художники и картины Яндекс цитирования Яндекс.Метрика